Объяснить, почему по отношению к дуэту UGK постоянно применяется слово
«культовый» сложно даже самому себе. Высоко в чартах никогда не были,
продажи более чем скромны, а ведь мы говорим не про типичных
андеграундных котов, а про тех, чье творческое кредо вполне
укладывается в две строчки омской группы Сибирский Синдикат «Красная
Феррари у меня в гараже, а в койке лежит телка в неглиже». Возможно все
дело в том, что южному хип-хопу, занявшему место главного в США, срочно
необходимы история, легенды и герои. И UGK отлично подходят на эту
роль. А может, все дело в том, что Pimp C – отличный битмейкер, а Bun B
– превосходный МС.
В городе Порт Артур, что в Техасе, если
верить переписи 2000-го года, живет около шестидесяти тысяч человек,
причем, белого населения вдвое меньше, чем черного, и столько же,
сколько латиносов. Как в такой дыре умудрились родиться Дженис Джоплин,
DJ Premier и Bun B с Pimp C – неизвестно. Тем не менее, UGK зародились
именно там. В середине 80-х они и два их друга существовали под
названием 4BM (Four Black Minister), а когда друзья решили заняться
чем-то другим, Чад Баттлер и Бернард Фриман решили сменить вывеску на
более звучную. Пошли на повышение – из министров в короли. Underground
Kingz. Знали бы они, что оба слова будут пророческими: они
действительно короли южного рэпа, но уж больно андеграундные.
«Pimp
C и Bun B – наши легенды и герои. Не только для Хьюстона или даже для
всего Техаса, а для Юга в целом. Они пионеры не просто южной музыки, а
для всей gangsta music и всего того, чем мы живем в Техасе». Paul Wall
Локальную
известность UGK приобрели уже в конце 80-х, а в 1992-м их берет под
крыло лейбл Jive Records. Сотрудничество с группы этим гигантом
поначалу было не особенно приятным, но контракт в пять альбомов не
позволял никуда уйти. Дебют, «Too Hard to Swallow» вышел в том же году
и включал в себя в основном ранние треки, изданные ранее независимо, на
кассетах. За три месяца до этого релиза UGK нахально выпустили EP под
названием «Banned», в который вошли те треки, которые на Jive
постеснялись включать в треклист «нормального» альбома. Уж больно
неприличными показались им треки с названиями вроде «Pregnant Pussy»,
«Pusimental» и «Muthafucka Ain't Mine».
Через два года публике
был представлена пластинка «Super Tight», которая даже попала на 95-е
место Billboard Hot 200, а еще через два – «Ridin’ Dirty» (вот у кого
Chamillionaire позаимствовал название своего хита!). Эта работа
представила группу гораздо большему количеству слушателей, чем раньше и
доползла до 15-го места. Он стал самым успешным для дуэта и продался
тиражом в 778 000 копий на сегодняшний день. И тут бы группе развивать
свой успех, но они остановились на целых пять лет, не в силах найти
общий язык с лейблом.
В 1999-м группе поступило неожиданное
предложение от Jay-Z, сделавшего годом ранее серьезную заявку на трон
короля Нью-Йорка альбомом «Vol. 2... Hard Knock Life». Зачем это надо
было Джигге, примерно понятно, он уже тогда хотел быть не просто
нью-йоркским царьком, а владычицей морской, зато Pimp C не слишком
горел желанием сотрудничать.
"Для меня этот бит Тимбаленда
звучал попсово. Я не хотел записываться под него, боялся, что люди
неправильно нас поймут. Но я помню, как Джей сказал мне: «Послушай,
брат, это будет самый крутой хит в вашей карьере. Если не хотите
сделать это для себя, просто сделайте это для меня». И я согласился».
И
Джей не соврал. «Big Pimpin’» действительно самый громкий хит в истории
UGK, да и на альбоме Jay-Z «Vol. 3... Life and Times of S. Carter»
больше не было песен, поднявшихся до третьего места Billboard. Яркий
клип рук Хайпа Вильямса, модный аптемповый ритм – все сложилось
воедино. Следующее лето тоже было вполне удачным – Three 6 Mafia
выпустили сингл «Sippin’ On Some Syrup» с участием UGK и это тоже был
полновесный хит, хоть и не столь успешный, как «Big Pimpin’».
На
Jive Records стали торопить группу с новым альбомом, предлагали
повторить формулу “Big Pimpin’” (Тимбо+Джей+Вильямс), но UGK этого не
хотели. В итоге момент всеобщего интереса к ним был упущен и следующая
пластинка, вышедшая в 2001-м, продавалась даже хуже предыдущей.
Отношения с лейблом стали весьма натянутыми, и Jive, не спрося
рэпперов, выпускает пластинку под названием “Side Hustles”, по сути
являвшуюся сборником фитов группы и песен из саундтреков.
"Это
не было нашей идеей. Они просто сидели на нескольких треках, за которые
уже заплатили, и решили подзаработать на них. Там хорошие песни, я ими
горжусь, но не нужно считать это продолжением “Dirty Money”. Bun B
Но
это не было главной бедой. Гораздо страшнее было то, что Pimp C
посадили на восемь лет. Он всегда был довольно резким парнем, и если
что, лез в карман за оружием. Один раз ему удалось получить условный
срок, но за повторное нападение на человека судья выписал ему восемь
лет тюрьмы. История UGK прервалась. Тем временем Bun B не сидел
сложа руки. Он основал лейбл Trill, где обитают вполне удачливые Lil
Boosie и Webbie, и изо всех сил старался помочь своему другу,
организовав кампанию “Free Pimp C”. Также он выпустил на легендарном
лейбле Rap-A-Lot сольник Pimp C. А того и вправду освободили на четыре
года раньше, правда вряд ли из-за того, что многие МС носили футболки с
призывом снять с него оковы.
Пока Pimp C отдыхал от тюремной
койки, Bun B решил подумать и о сольной карьере. Она у него, прямо
скажем, удалась. Альбом “Trill” пришелся по вкусу американской публике
и дотянул до 700 000 копий. А “Pimpalation” от его отдохнувшего друга
продался вдвое меньше. Зато журнал Rolling Stone поставил его песню
“I’m Free” в число сотни лучших треков 2006-го года. Кстати, его
неуемный характер никуда не делся: в прошлом апреле его автомобиль
расстреляли, сам же он отделался легкими ранениями. А с месяц назад его
как прорвало и он наехал одновременно на десяток рэпперов и целый город
Атланта.
И наконец седьмого августа на прилавки попал седьмой
альбом UGK под непритязательным названием “Underground Kingz”. Этот
двойной релиз попал на первое место чарта Billboard 200, и
справедливость восторжествовала. Уважение внутри культуры совпало с
желаниями слушателя, а разнообразные гости (Talib Kweli, Too $hort,
Rick Ross, Dizzee Rascal, Z-Ro, Three 6 Mafia, Slim Thug, OutKast, Kool
G Rap, Big Daddy Kane) лишь подкрепили и то и другое. Если и требуется
кому-то оправдание популярности южного рэпа, то оно хотя бы в том,
чтобы такие как UGK, наконец-то получили по заслугам.
Дискография: The Southern Way / promo / 1988 Banned EP / Bigtyme / 1992 Too Hard to Swallow / Jive / 1992 Super Tight / Jive / 1994 Ridin' Dirty Gold / Jive / 1996 Dirty Money / Jive / 2001 Side Hustles / Jive / 2002 Underground Kingz / Jive / 2007